Игра на контекстные переключения

Данную игру мы встречали в разных уголках тренерского мира в разных тренингах и под разными названиями. Автора данной игры мы не знаем, как и оригинального названия, но это и не так важно. Важно разобраться с тем, как влияет частое переключение между задачами на скорость реализации этих задач.

В эту игру можно поиграть самому с собой, а также можно провести ее для небольшой группы. В данной статье расскажем, как ее провести для группы, а как ее вести для самого себя вы легко догадаетесь сами.
Подготовка
Попросите аудиторию взять лист А4, сложить его пополам и развернуть горизонтально.

Попросите аудиторию нарисовать в блокноте табличку на всю страницу:
Если у вашей аудитории есть на столах блокноты формата А5, то можно это сделать в блокноте, только блокнот надо развернуть горизонтально.

Дальше поясните, что мы эту таблицу будем заполнять следующим образом. Первый столбец - числами от 1 до 10 написанными арабскими цифрами, второй столбец - числами от 1 до 10 написанными римскими цифрами, а в последнем столбце будем писать буквы латинского алфавита от A до J.
Первый раунд
Заполнять таблицу мы будем все вместе и под секундомер, а также у нас будет правило: Заполнять таблицу надо строками! т.е. вначале мы пишем строку 1, I, A, затем 2, II, B, затем 3, III, C… и так до 10, X, J. Как только кто-то заполнил таблицу он должен положить ручку и поднять руку - так мы заметим, что человек закончил и держать руку надо до конца раунда, пока все не закончат заполнять таблицу.

Итак! У нас все готово для запуска первого раунда, достаньте телефон, переключитесь на секундомер и дайте команду “Старт!”. Люди начнут заполнять таблицу, а вы смотрите на вашу аудиторию и постарайтесь запомнить на какой секунде поднимется первая рука (чемпион) и на какой секунде люди массово начнут заканчивать заполнение таблицы (массово полетят руки вверх у большой части аудитории). Запишите эти данные и огласите их участникам.
Второй раунд
Попросите аудиторию перевернуть лист и нарисовать таблицу заново. Мы второй раз будем заполнять эту таблицу, только в этот раз мы будем заполнять ее столбцами, т.е. вначале вы выписываете все числа от 1 до 10 арабскими цифрами в первом столбце, потом вы выписываете все числа от 1 до 10 римскими цифрами во втором столбце, а потом вы выписываете все латинские буквы от A до J.

Вы точно также стартуете всем синхронно начало заполнения таблицы и точно также стараетесь зафиксировать время чемпиона и среднее время группы выполнения задания. Запишите эти данные и огласите их участникам.
Разбор результатов
Числа от первого раунда и числа от второго раунда будут разительно отличаться. Чемпион первого раунда обычно оказывается сильно медленнее среднего времени группы во втором раунде и объяснить такую разницу можно следующими тезисами.

У нас есть три контекста:
  • Контекст арабских цифр - это их написание и числовая последовательность;
  • Контекст римских цифр - это их написание и числовая последовательность;
  • Контекст латинских букв - это их написание и последовательность в алфавите.

В рамках одного контекста вы легко вспоминаете написание следующей цифры или символа, но когда вам надо жонглировать написаниями и алфавитами у вас происходит процедура “вспоминания” контекста, а она требует дополнительного времени.

В первом раунде, когда вы писали все строчками вам приходилось жонглировать контекстами. Перед заполнением каждой ячейки нашей таблицы вам надо было вспоминать контекст, находить у себя в голове символ, который был записан в столбце в предыдущей строчке, “подглядывать” в контексте следующий символ, писать его, переключаться на другой столбец и повторять все заново. При написании чисел и символов по строкам контекст переключался каждый раз когда вы переходили к написанию другого числа или символа. По сути оно выполнялось 29 раз (будем считать, что на старте упражнения контекст арабских цифр у вас уже был в голове).

Во втором раунде переключение контекста происходило всего 2 раза. На старте у вас в голове контекст арабских цифр и он меняется при переключении на римские цифры и на латинский алфавит.
Скепсис
Возможно, у участников будет скепсис по поводу того, что в первом раунде они еще не совсем вспомнили цифры и буквы и из-за этого результат хуже, а во втором раунде, уже потренировавшись они написали все быстрее. Не спорьте с ними, просто поиграйте первый раунд. Возможно там показатели будут лучше, чем в первый раз, но не настолько, чтобы конкурировать с результатами второго раунда.

Также может быть скепсис по формату написания. Дело в том, что при написании по строчкам вам приходится достаточно серьезно двигать рукой, что может вызывать задержки и из-за этих задержек написание по строчкам дольше, чем написание по столбцам, где вы можете не двигая рукой написать 2-3 значения столбца. В этом случае предложите повторить эксперимент с первым и вторым раундом, но только разверните таблицу, чтобы у вас в первой строке были числа от 1 до 10 арабским алфавитом, во второй строке то же самое, но римским алфавитом, а в третьей строке латинские буквы от A до J. Данный опыт покажет, что разница во времени будет в пределах статистической погрешности.

Иногда вам могут встретиться уникальные люди с хорошим объемом “оперативной памяти”, которые могут хранить все три контекста в голове и у них переключения происходят очень быстро, поэтому разница во времени между первым и вторым раундом незначительная. Но в группе таких людей будет ничтожно мало и на результат группы и выводы это не повлияет. Кстати, даже эти участники как правило соглашаются, что хоть они и справляются с раундами за сравнимое время, выписывать числа и буквы по порядку им проще.
Резюме
Данная игра показывает, насколько губительны лишние переключения контекста для метрики времени производства при работе в мультизадачном режиме. Старайтесь в реальной работе минимизировать мультизадачность за счет правил работы или WIP-лимитов.
Алексей Пименов
Преподаватель и консультант по современным методам менеджмента
Владимир Заворотнев
Бизнес-тренер, командный коуч, персональный коуч