Ценности Канбан Метода

Канбан Метод, как и многие инструменты, имеет под собой определенную ценностную модель и с ней стоит разобраться. Отметим, что ценности Канбан Метода не были сформулированы до или во время появления этого инструмента, они были сформулированы значительно позже в 2013 году и сформулировал их не автор подхода, а Майк Барроуз, один из людей, сделавших весомый вклад в метод. Первый раз в литературе они были опубликованы в 2014 году в книге “Kanban from The Inside”, которая была переведена на русский и вышла в 2021ом году под названием: “Канбан Метод: Улучшение системы управления”.

Данный набор ценностей хорош для того, чтобы понять, что лежит в основе Канбан Метода, но нет требования разделять эти ценности для того, чтобы начать пользоваться Канбан Методом, скорее наоборот - использование Канбан Метода может стимулировать появление этих ценностей в вашей корпоративной культуре. Именно поэтому ценности канбана зачастую не входят в учебные программы, а изучаются практиками факультативно.
Майк Барроуз сформулировал 9 ценностей:

  • Понимание - эта ценность зачастую является неверно трактуемой. Канбан начинается с фразы “начните с того, что есть сейчас” - по сути вы начинаете с изучения того контекста, в котором вы работаете. Дальше необходимо понять что в вашем контексте не так, что требует улучшений. Потом вы планируете улучшение, и важной частью будет четкое понимание того, что запланированное улучшение точно ведет вас к необходимому результату.
  • Согласие - вспомните принцип: “договоритесь об эволюционном развитии”. Порой недостаток этих договоренностей ограничивает ваш прогресс. Эта ценность касается согласия между всеми участниками процесса изменений в тех договоренностях, которые необходимы для проведения изменений.
  • Уважение - опять вспомним принципы управления изменениями. Вот фраза оттуда “Уважайте роли, должности и зоны ответственности”, по сути это про уважение людей и их действий, но проведение изменений подразумевает, что каким-то образом вы будете поднимать вопрос о том, что какие-то действия неверны, а роли бесполезны. Поэтому уважение - это не про то, что надо быть милым со всеми, соглашаться со всеми взглядами и не оспаривать никаких необдуманных решений. Уважение - это про признание людей и смелость во вскрытии проблем.
  • Лидерство - это нечто, что стимулирует самоорганизацию, сподвигает людей к свершениям и достижению амбициозных целей. Лидер направляет усилия людей к результату.
  • Прозрачность - эта ценность относит нас сразу к трем практикам: Визуализация, Сделай правила явными и Используй петли обратной связи. Канбан делает прозрачным сразу несколько уровней: уровень загрузки, уровень потока работы, уровень принятия решений и уровень достижения целей клиента. Прозрачность данных уровней дает возможность выработать производственный процесс, который удовлетворяет потребность клиента.
  • Баланс - ценность баланса можно рассмотреть с разных сторон. Практика, которую она поддерживает - это ограничение количества незавершенной работы. Баланс - это про понимание емкости производственной системы, про распределение этой емкости под разные типы работ, а также про ограничение нагрузки. Достижение баланса между нагрузкой и возможностями - это то, что ведет нас к следующей ценности - потоку.
  • Поток - ценность потока очень коррелирует с практикой управления потоком. Ценность потока - это про предсказуемость и плавность прохождения работы через производственную систему. Данная ценность очень сильно пересекается в понимании с состоянием потока описанным Михаем Чиксентмихайи в своих книгах. Трудно достичь состояния потока при постоянных отвлечениях, прерываниях, сменах приоритетов и управленческом доминировании.
  • Клиентоориентированность - данная ценность ориентирована на глубокое понимание клиентских целей. Мы должны выйти за рамки просто завершения задач или даже поставки потенциально готового инкремента продукта. Мы должны думать о клиентской цели и как помочь клиенту ее достигнуть.
  • Сотрудничество - это про совместную работу, но не только в рамках небольшой социальной группы, как команда. Сотрудничество - это про совместную работу и взаимопомощь на всем протяжении процесса создания клиентской ценности, также процесса совершенствования нашей производственной системы. Эта ценность глубоко перекликается с шестой практикой, которая про совместное экспериментальное развитие на основе моделей, экспериментов и научного подхода.
Конечно же, этот набор можно расширить. Как и любой инструмент, ценностная модель может эволюционировать, но в развитии этой модели пока нет смысла, т.к. она скорее объясняет, почему Канбан работает именно так, а не иначе, чем призвана подготовить почву для внедрения канбан практик.

Алексей Пименов
Преподаватель и консультант по современным методам менеджмента